среда, 29 февраля 2012 г.

стилизация

Стилизация - это условность выразительного языка. Стилизация достигается обобщением, цель которого сделать объект более понятным зрителю и облегчить его выполнение для художника. Лучшие стилисты - дети. Будьте, как дети и всё у вас получится!
Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.  Как вы рисовали в детстве человечков?  Палка,палка - огуречик... Это стилизация.Смотрите, сколько информации даёт нам этот  рисунок, каке важные харктеристики несёт в себе персонаж. Он в очках, у него плохое зрение. Волос мало, лысоват - начит немолодой. Но весёлый. Возможно, моряк.   Это человек, не робот. мама его родила - пуп есть.
В любом  объекте есть важные характеристики. Возьмите их и нарисуйте как умеете.Уверяю вас - это будет гениально. Если вы не станете стараться делать рисунок академическим.

 Был такой период в искусстве, назывался СИЦЕССИОН. Стилистика в рисунках этого периода очень  вдохновляет батикистов. Именно оттуда пришёл к нам Альфонс Муха со своими бырышнями.  Орнаменты того периода  ну просто готовые  эскизы для работы.

вторник, 28 февраля 2012 г.

Изысканность - в цвете.

 Изысканность в батике - прежде всего. Всегда удивляюсь детскому желанию начинающих батикистов и самоучек - красить самыми яркими красками. Полутона не рассматриваются,  оттенки простые. Розовый основной, тень будет тёмно розовая или красная. Салатовая основной - оттенок зелёный, тень тёмно-зелёная. Хотя тени  всегда контрастны. Вспомните снег в солнечный день. Он желтовато-розоватой, а тени синие и сиреневые. То же будет и на лепестках цветов.
 Батик слева сделан с фотографии.  Хотелось следовать  оригиналу. Получились живые цветы в солнечный день.
 Но ведь батик может быть очень декоративен, стилизация рисунка уводит нас от натуралистичности. И всё-таки совсем не стоит забывать, что существует гармония цвета. Составьте палитру до того, как вы будете красить.
 Как изысканы китайские росписи. Художник берёт иногда три цвета  -и этого достаточно.
А ведь стоило ввести в эту цветовую гамму зелёный - и всё бы разрушилось в этой  цветовой гармонии.
 Зелёный цвет во флаконах с краской может быть очень неприемлемым в чистом виде. Но его можно смешивать с оранжевым - получатся оттенки оливкового. А если добавите коричневый - получите цвет стеблей и"взрослой" зелени.
 Вот ещё один пример зелёного, который совсем не зелёный.

понедельник, 27 февраля 2012 г.

Свободная роспись. Лицо

В батике  лицо- это, пожалуй, самое сложное. Так как я уже около десяти лет выставляюсь на ежегодных православных выставках (их три бывает за год),и батики мои должны быть хоть в теме выставки, я делаю сюжеты с ангелами. Как рисовать лицо,а тем более - лик, меня учил мой муж Виктор, профессиональный иконописец .Лик на иконе и лицо на батике - совсем разные вещи, но некоторые приёмы очень пригодились.
 Моя задача - подчеркнуть нереальность персонажа, уйти от конкретики, дать домыслить воображению. Рисую всегда по мокрому, получаются чудесные акварельные эффекты.

среда, 22 февраля 2012 г.

Экспериментирую. Штампы.


 Как вы себе представляете эти штампы? Вырезанные из дерева, чурочки с наклеенными на них верёвками, естественные штампы - срез луковицы, лимона...
 Надрезая толстую шкуру диковинного фрукта Помело, ощущая пластичность корки и её запах, вдруг подумала, что э
то - замечательный штамп. Шкурка сворачивается в плотный рулон. Связывается бечевкой, завязкой и  хочется попробовать.

понедельник, 20 февраля 2012 г.

Последний прилёт марсиан

Мой мультик. Работала официально как режиссер и мультипликатор. Делала куклы, озвучивала мальчика-идиота в конце фильма. О том, как работалось. Bот` здесь про куклы из этого фильма.   А фильм с моей страницы сняли. Нарушаю авторские права?

среда, 15 февраля 2012 г.

Капли на лепестках

Вот бывает так, что на картине вроде чего-то не хватает.  Ветра, дождя, росы. Ощущения природы, чего-то живого. Я люблю добавлять бабочек, стрекоз и всякую живность и капли. Вот про капли мы сегодня и поговорим.
 КАПЛИ РОСЫ

вторник, 14 февраля 2012 г.

Мастер класс. Платок. Холодный батик

 
.

Losicha, вечер добрый! Очень приятно что Вы обратили внимание на моё творчество. С удовольствием поделюсь своим опытом. У Вас очень уютно, я побывала в гостях.
Что от меня требуется? Вижу что вы в батике опытный человек, профессионал. Я не профессиональный художник, самоучка, но очень стараюсь !!!
Брала уроки у Сергея Давыдова, выставлялась в прошлом году в Москве, в ЦДХ, в выставке батика "ПУТЕШЕСТВИЕ".
От батика в восторге, видимо как и Вы! ОБРАЩАЙТЕСЬ!!!  С уважением , ВИКТОРИЯ!


ЛЯГУШЕНЦИИ(платок)БАТИК от ВИКТОРИИ Игнатовой МК100/100см.ТУАЛЬ. Холодный батик.

Mатериалы

ТУАЛЬ(натуральный шёлк) 100/100 см.
Трубочка стеклянная под резерв, резерв серый.
Подрамник, кнопки.
Краски анилиновые профессиональные под запарку.
Кисти №3,8,16.
Простой карандаш.
Шаблон.


понедельник, 13 февраля 2012 г.

Маленькая виртуальная выставка.


Виды свободной росписи

       Я всё более и более тяготею к свободной росписи. Если выбрать ткань плотного переплетения, на ней можно работать как на загрунтованном холсте, но акрил для ткани всё-такип не масло и требует к себе большего уважения. Иногда слои слишком прозрачны, иногда края рисунка напоминают об акварелях, но в целом - это письмо очень зависит от выбора темы и самого мастера, его манеры  работы. Акриловые росписи на ткани  поначалу мне казались тяжеловатыми после батика на тонком шелка, но , оказывается в этих работах можно добиться лёгкости и сохранить фактуру ткани.
 Я слегка грунтую ткань основным  цветом фона и пока она ещё не высохла работаю над сюжетом. Краска слегка растекается, нго всё-таки держит линию и эта некоторая призрачность маска даёт  изображению лёгкость.

 Сегодня мы разберём несколько работ в свободной росписи. Они сделаны по толстой бязи, шлифованном хлопке, добытом  из спинок  рубашек Макс энд  Спенсер и атласе.
Работы ведутся от заднего плана, к переднему.

Яванский батик

Человек любит украшать себя, любит выделяться из толпы и никто не знает, когда он приобрёл эти замечательные привычки, которые развивают  личность, культуру , историю.  Археологи рассказали что даже в 1500 году существовала мода в Египте и  на ближнем Востоке, женщины и мужчины  хотели что-то внести в однообразие однотонный тканых полотен полотен. Из  этих времён до нас дошли образцы крашеных тканей, которые говорят об  изобретательности древних мастеров и устойчивости натуральных красителей.
В Турции,  Индии, Китае и Западной Африке люди использовали резервирование краски и крашение тканей. Но только сложный батик, найденный на острове Ява в Индонезии , может служить примером развития высокой сложности технологий, которую трудно достичь в современном мире .
Ранее считалось, что некоторые ткани имели мистические силы и предотвращали несчастье, а другие  из них могли принести удачу .
Некоторые  рисунки батика  были предназначены для женихов и невест, а также членов их семей. Другие проекты предназначались для царствующих особ и их семей, а также их слуг. Батик определял ранг человека.
 Большинство ученых считают, что богатый яванский дизайн стал возможным только после импорта  тонких тканей из Индии около 1800 года.

суббота, 11 февраля 2012 г.

Разбор домашнего задания ( посвящается SIRENE- Наталье)

    Мы имеем домашнее задание с хорошей композицией, выполненное на  хлопчато-бумажной ткани. Наталья расстраивается, что в работе получились затёки. Это часто бывает на рыхлых структурах хлопка. И тут дело не в мастере - просто нужен какой-то опыт, чтобы избежать этих "ужасных" затёков. Признаюсь по-секрету: они и меня иногда мучают.

 Отчего бывают затёки в батике 1. Слишком густой резерв, который не пропитал волокна ткани
 2. Кисточка с краской очень близко подошла к границе резерва. Надо помнить, что краска сама добежит до резерва. не приближайтесь  более как на 3 миллиметра к резерву и всё будет хорошо. Если в работе очень много мелких деталей - пройдитесь  резервом с обратной стороны по тем же линиям рисунка. На шёлке останется только вторая причина. Волокна шёлка тоньше и легче пропитываются резервом, но зато краска скорее перескакивает через границу резерва Зато в остальном работа заслуживает похвалы.
1. Применена тоновая растяжка в листьях, Наталья пробовала создавать формы листьев и у неё это получилось легко. Видно, что работала точными движениями, не вазюкала на одном месте по много раз. Вот она -  настоящая лёгкость батика. Если отбросить  огорчения по поводу небольших затёков - можно хлопать в ладоши, прыгать с ногаии на диване или дрыгать ногами на полу - это как вам нравится.
2.Появился опыт нанесения резерва.
3. Появился опыт по выкраске: будем красить, не доходя резервной линии  3 миллиметра.
 Наталья, надо попробовать на более тонкой ткани. Возьмите подкладочный вискозный шёлк.  А следующая ступень будет -  настоящий шёлк. От всех- спасибо. Когда есть конкретная проблема - понятно, где сделать акцент в обучении. Удачи. ВЫ получили твёрдую пятёрку. (По пятибальной системе)

Что такое батик.

 BATIK – индонезийское слово. Tik означает «точка» или «капля», ba – ткань. Ambatik – рисовать, покрывать каплями, штриховать. В расхожем употреблении батиком называют ткань, расписанную вручную. В Большой Советской Энциклопедии говорится о том, что  батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем – разогретый воск, при холодном – резиновый клей) с последующим окрашиванием. Итак, характерная особенность батика – так называемое резервирование, т. е. нанесение на ткань определенного состава с целью сохранить и выделить цвет узора или фона.

среда, 8 февраля 2012 г.

цветные резервы.

 Прозрачные резервы иногда становятся причиной затёков. Они плохо видны на ткани и неверное движение может испортить работу. В магазине вы можете купить цветной резерв - только вот как он будет смотреться на вашей работе - вопрос. Всегда необходимо сделать хоть маленькую пробу - выкраску и резерв. Когда под рукой  эскиз - вы точно знаете гамму  и можно заранее составить нужные цаета. На сложных работах на это порой уходит  целый день. Особенно, если вы повторяете известную работу.
Если вы сами научились варить резерв - это было в первом уроке, то не составит труда сделать ваш резерв цветным.
 Если хотите светлый резерв - просто добавьте  желтую,  охру но в малом количестве, чтобы  линия чуть-чуть отличалась от цвета ткани.

КТО МОЖЕТ ЗАНИМАТЬСЯ БАТИКОМ?

    Батиком может заниматься каждый, кто раньше с удовольствием раскрашивал картинки в книжках! 
Я часто слышала от своих учеников - я не умею рисовать. Но есть разные уровни мастерства. Можно создавать рисунки, а можно их копировать. Иногда хорошая копия  намного талантливее  чем  вычурный  рисунок дипломированного художника.
У батика есть замечательное свойство покорять нас даже неумелыми рисунками.  Всегда восхищаюсь детскими батиками- как декоративно, смешно и талантливо.
Первая проблема у будущих мастеров батика, которые не учились никогда рисовать - где я возьму рисунок, что я нарисую? Ну не рисуете - будете пользоваться чужими эскизами. Батик смело перерабатывает   чужие рисунки. Хорошая профессиональная линия учит нас аккуратности, точности и красоте. 
Материалом могут служить картины великих художников.  Некоторые из них будто творили для батика.  

вторник, 7 февраля 2012 г.

Правила


Правило №1

Наденьте фартух или рабочую одежду. Пролитая на вас краска может испортить настроение.

Правило №2

Никогда не рисуйте на ткани шариковой ручкой.

Правило №3

Не оставляйте кисти в акриловой краске. Из надо мыть немедленно.

Правило № 4

Ваша работа требует оформления. Без рамы - она может выглядеть, как выпачканая краской тряпка.

Правило №5

Резерв должен вестись одной непрерывной линией и обязательно соединиться с другой линией. Линия резерва должна быть закольцована.

Резервируем и красим! Урок третий


   Ткань натянута.  Рядом  стоит банка с водой. Можно запастись ветошью, чтобы вытирать кисти. Так краски останутся дольше останутся чистыми.

УРОК ВТОРОЙ


На ткань надо перенести рисунок с эскиза. Это можно сделать при помощи копирки, а если ткань достаточно прозрачная – то просто положить её на эскиз и перевести простым карандашом всё, что вы увидите.
Для начала эти способы хорошо подходят. Художники, которые работают с дорогими тканями – никогда не станут рисовать карандашом по шёлку. Используется исчезающий маркер или водный фломастер, который потом легко смоется. Высший пилотаж – сразу работать резервом на ткани.
Кто не умеет создавать рисунки сам – вынужден переводить. Но мне попадались очень хорошие ремесленники, которые повторяли, копировали и зарабатывали на этом деньги. Если вы копируете чужую работу - обязательно указывайте первоисточник, автора. 
Когда рисунок на ткани намечен - беритесь за резерв. Его можно налить в специальный флакон, а можно воспользоваться стеклянной трубочкой, которая есть в наборах для батика.
Трубочкой нанесение резерва получается ровным и приятным, но после работы вы должны немедленно промыть трубочку бензином. Потому что застывший в носике резерв сделает ваш стеклянный инструмент непригодным для дальнейшей работы.

УРОК ПЕРВЫЙ

Урок первый- выбираем краску и делаем резерв

Вам понадобится ткань - советую начать с тонкой хлопчатобумажной. Это может быть старая наволочка, простынка, спинка рубашки.
У вас должны быть запасены краски. Самое простое - купить набор красок для батика в магазине.  Это могут быть анилиновые краски на спирту или акриловые. Я начинала  учиться батику на сухих анилиновых пигментах для покраски ткани, купленых в хозяйственном магазине. Это очень недорого. Хватает надолго. Я работала в школе, вела факультатив по батику  А уж когда у тебя в учениках человек 30, и всех их надо обеспечить работой - то   сухие пигменты были самым хорошим решением. Я их разводила горячей водой, но не в ёмкости 2-3 литра, как было указано на пакетике, а в поллитровой баночке. На банках стояли намера и существовала выкраска -  чтобы достоверно знать:как этот цвет выглядит на ткани.

Свободная роспись акриловыми густыми красками


Сегодня мы будем заниматься свободной росписью. Для такой работы нужны или загрунтованная ткань ( лёгкий раствор клея ПВА,  раствор соли) или густые акриловые краски для ткани. Я выбрала густые краски. Если таких красок у вас нет, можно сварить загустку из картофельного крахмала или добавить в жидкую краску обойный клей на основе модифицированного кукурузного крахмала. Для работы приготовьте  небольшие объёмы краски с крахмалом. Вы должны использовать всё. Краситель добавляют в остывший крахмальный клейстер. После  закрепления  краски- крахмал легко вымывается тёплой мыльной водой.  А можно оставить и с крахмалом. 

суббота, 4 февраля 2012 г.

Секрет от мастера - соль

                                                               На моём  рабочем столе стоят не только краски. Двe банки с солью. Почему две? В одной крупная, в другой мелкая. Когда поверхность ткани покрыта  акриловой или анилиновой краской на воде, можно украсить работу необычными фактурами при помощи обыкновенной соли.
 Ткань должна быть влажной. Рассыпаем соль по закрашенным зонам. и. Поэкспериментируйте. Попробуйте положить несколько кристалликов крупной соли и щепотку мелкой. Через минуту  вы увидите  реакцию. Соль притягивает воду, а вместе с водой к крупинкам соли устремляются частица красителя. И тут главное во время остановить процесс. Останавливается от при помощи фена. Сушим.  Я использую эту замечательную  характеристику соли для фантастического ночного неба в рождественских картинах, для осветления затёков и придания работе  большей декоративности.
А теперь некоторые тонкости. Если вы покрыли белую ткань тёмной краской и рассыпали по ней соль - вы  получите белые  сполохи. Иногда белый цвет бывает очень резким и мешает восприятию придуманного образа. В таком случае ткань  покрывается тёплым цветом - жёлтым, охристым, оранжевым, зелёным
Сушится, закрепляется, а потом закрывается тёмным холодным  - синим, например, с  рассыпанием соли.
 Например: основа - жёлтая. Высушили, прогладили утюгом, закрасили  глубоким синим цветом и рассыпали соль. Сполохи будут зелёные и жёлтые. 
 Без практики не понять, какие  краски выбирать для вашей работы для таких экспериментов.  Хорошо потренироваться "на кошках"
Маленький лоскут ткани, натянутый хотя бы на горлышко банки, расскажет вам, что надо делать.
 Можно покрыть ткань  раствором соли. На стакан - столовая ложка. Ткань высушить и  теперь краска не будет растекаться так быстро, как раньше. Можно делать свободную роспись, то есть без применения резерва.
 При помощи соли  можно сделать  красивые узоры на ткани, используя характеристики соли. На шарфике или  шейном платочке - такая  работа будет смотреться очень оригинально.
 Домашнее задание. Сделать сполохи на  синем цвете, на подложке из жёлтого, на жёлтом - и в последнем случае придумать: в каких сюжетах это  может иметь место.

четверг, 2 февраля 2012 г.

ВОЛШЕБНАЯ СУМКА

Первые батики частенько не могут  найти себе применения. Вроде ещё не картина, в рамку рано вставлять. Вот и валяются цветные тряпочки, другим словом не назовёшь. А ведь батик - это ткань, её надо шить! В школе, где я работала, от учеников оставалось много одинакового размера кусочков, незаконченных картинок, заляпанных краской, с затёками. И оказалось - это самый настояший Клондайк. Я дорисовала, где этого не хватало, исправила, где надо было исправить и сшили мы при помощи  тёмно-синей атласной ленты все брошенные-позабытые кусочки ткани с весёлыми ангелами,  фантастическими цветами в большой ковёр.  И так славно  получилось.
 Каждый раз перед выставкой я достаю свои запасы старых батиков, которые я сняла  с экспозиции и думаю - что же такое добро пропадает. Ткань . Из неё надо шить. Первое, что пришло в голову - сумки. Не просто торбы, а с подкладочкой, с застёжечкой. 

среда, 1 февраля 2012 г.

ДАВАЙТЕ ПРИСТУПИМ! Домашнее задание №1

Начнём с домашнего задания.  Приготовьте материалы. Обязательно - хотя бы два цвета красок.
Самое простое - купить в хозяйственном пакетики с сухими красителями для окрастки ткани.  Всё равно - шерсти, или хлопка. Разводим пигменты горячей водой в баночке из-под детского питания или майонеза. Лучше это делать в резиновых перчатках.
Если красок под рукою нет - возьмите жидкие чернила - например, фиолетовые и черные. Можно поучиться и на акварельных красках. Но их тоже надо развести в маленьких ёмкостях. Например, в пузырьках от глазных капель.