понедельник, 13 февраля 2012 г.

Яванский батик

Человек любит украшать себя, любит выделяться из толпы и никто не знает, когда он приобрёл эти замечательные привычки, которые развивают  личность, культуру , историю.  Археологи рассказали что даже в 1500 году существовала мода в Египте и  на ближнем Востоке, женщины и мужчины  хотели что-то внести в однообразие однотонный тканых полотен полотен. Из  этих времён до нас дошли образцы крашеных тканей, которые говорят об  изобретательности древних мастеров и устойчивости натуральных красителей.
В Турции,  Индии, Китае и Западной Африке люди использовали резервирование краски и крашение тканей. Но только сложный батик, найденный на острове Ява в Индонезии , может служить примером развития высокой сложности технологий, которую трудно достичь в современном мире .
Ранее считалось, что некоторые ткани имели мистические силы и предотвращали несчастье, а другие  из них могли принести удачу .
Некоторые  рисунки батика  были предназначены для женихов и невест, а также членов их семей. Другие проекты предназначались для царствующих особ и их семей, а также их слуг. Батик определял ранг человека.
 Большинство ученых считают, что богатый яванский дизайн стал возможным только после импорта  тонких тканей из Индии около 1800 года.
Совершенно ясно, что в 19 веке батик  расцвёл, как часть яванской культуры.
 Чудесная  яркая страна, населённая  удивительными представителями животного мира, удивляющая своими птицами, бабочками, диковинными жуками и яркими цветами. В этом фейерверке красок природы, просто невозможно  представить хоть какой-то  островок белого цвета в виде рубашки или белого полотенца.  
Многие  эксперты утверждают, что яванский  батик  создавался исключительно для высокопоставленых лиц императорского дворца.
 В Индонезии богатые придворные считали  хорошим поступком поддерживать некоторые виды и формы искусства. Мастера, которые делали украшения из серебра, кожаных кукол и занимались музыкой – получали неплохие дотации на развитие своих творческих проектов.
 Особое  место для развития яванского батика имели кукольные  теневые театры,  невероятно  популярные до сегодняшнего времени. Персонажи  для спектаклей  были настоящим ювелирным произведением искусств.  Кожа  для изготовления плоских кукол, обрабатывалась особым образом : перфорировалась и раскрашивалась. Многочисленные отверстия складывались в  чудные узоры Одежда геров поражала своей изысканной декоративностью. Каждый мастер придумывал нечто особенное, что отличало его кукол от других. И эта кукольная одежда служила в качестве руководства для моделей батика. Кукол охотно покупали дамы. При помощи угля они переносили узоры кукольной одежды на ткань, копируя замысловатую вязь для батика.   Батик  стало просто неотъемлемым занятием каждой молодой женщины, наравне с ведением хозяйства.
 Для батика использовались природные материалы, такие как хлопок или шелк . Ткани - плотно тканые.  Чем выше было качество ткани, тем дольше можно было сохранить на ней узор.
Ткань, используемую для батика, промывали и варили в воде много раз, так что все следы крахмала, извести, мела и других материалов, удалялись. До внедрения современных методов, «отбивали» деревянной колотушкой или гладили, чтобы сделать ткань гладкой и эластичной.
Хотя яванское искусство батика очень сложное, инструменты, которые используются по-прежнему очень прост
ыe.
чантинг или тьянтинг, считается чисто яванским изобретением, Обычно он составляет примерно 11 см. в длину.  Это медный контейнер, который наполняется расплавленным воском и служит для того, чтобы наносить рисунок на ткань.
 Чантинг  имеет различные размеры патрубков (с номерами, чтобы соответствовать размеру) для достижения разнообразных эффектов дизайна. На выходе может варьироваться от 1 мм в диаметре для очень тонкой детальной работы. Точки и параллельные линии могут быть сделаны с чантинга, который имеют до 9 носиков.
 Для батика  используются различные виды и свойства воска . Обычно воск для батика состоит из смеси воска и парафина.

Лучшими  считаются  воски с индонезийского острова Тимор, Сумбава и Суматра; три типа на основе нефти парафина (белый, желтый и черный), которые
используются.  Соотношения воска в рецептах  меняется в зависимости от дизайна. Многие рецепты - тщательно охраняемая тайна.
 Воск должен быть в надлежащей температуре: низкотемпературный будет забивать носик. Воск, слишком  разогретый, будет поступать слишком быстро и станет неконтролируемым. Ремесленники часто дуют в носик чантинга, перед нанесением рисунка, чтобы освободить его от мусора или для снижения температуры, если чантинг разогрет слишком сильно.
Создание  яванского батика является очень трудоемким ремеслом. Чтобы удовлетворить растущий спрос и сделать ткани более доступными для масс, в середине 19-го века были разработаны медные штампы для набойки.
Каждый штамп  имеет свой законченный рисунок. Основу  рисунка на штампе составляет  полоса меди 1,5 см шириной, которая выгибается, по форме рисунка. Проволока разных диаметров используются для точек.  Изогнутые медные пластины, составленные в узор, крепятся к ручке. Штамп должен быть сделан безукоризненно. И особенно точно, если печать будет осуществляться с двух сторон.
Мастеру порой для работы, который включает в себя сложный дизайн, может потребоваться до десяти наборов штампов.

Красители

Традиционные цвета для яванск
oгo батика были сделаны из натуральных ингредиентов и состоят главным образом из бежевого, синего, коричневого
и черного.

Самый
распостранённый цвет, который был использован в традиционных решениях батика -  синий. Краска извлекалась из листьев растения индиго. Листья смешивали с сахаром и патокой, добавляли известь и оставляли на ночь. Иногда добавлялся сок из дерева Tinggi в качестве фиксирующего средства. Более светлые оттенки синего  получались  от коротких временных погружениях в ванну с красителем.. Для более темных цветов, ткань оставалась в ванне  с красителем в течение нескольких дней .В традиционном батике второй основной цвет называется Сога. – коричневый. Цвет может варьироваться от светло-желтого до темно-коричневого. Краситель добывался из коры дерева Сога.
 Из традиционных красителей особое почётное место занимает темно-красный цвет mengkuda. Эта краска создщаётся из листьев Morinda Citrifolia.
Квалифицированные мастера могут создавать множество вариаций  из этих традиционных цветов. Кроме синего, зеленого достигнутого путем смешивания синего с желтым, был получен фиолетовый путем смешения синего и красного цвета. Цвет коричневый Сога, смешанный с индиго, будет производнымь сине-черного цвета.



Рисунок на ткань наносится традиционно углем или графитом. Эти эскизы проверены на протяжении поколений. Очень редко, опытные мастера, работают по памяти.
 Другой метод переноса рисунка на ткань – использования прозрачного стола с подсветкой.

Воск наносится на ткань в области линий рисунка, там, где мастер желает оставить первоначальный цвет ткани. Обычно это белый или кремовый.

Работницы сидят на низких стульях  или на коврике, работая чантингами . Ткани,  с которыми они работают, переброшены  одним концом на легкие бамбуковые рамы-подставки (gawangan) чтобы свежеуложенный воск смог остыть и затвердеть
Воск накладывается по контурам, нанесённым на ткань. Мастерица держит спадающий край ткани, слегка поддерживая его на весу, чтобы защититься  от горячих капель воска. Стебель чантинга подводится с правой стороны в горизонтальном положении, чтобы предотвратить случайные утечки. Левая рука помещается за ткань для поддержки. Носик не касается ткани. Рисунок чётко определён,  так как ткань обрабатывается воском с обеих сторон.
Заполнение больших площадей могут быть возложены на менее опытных мастеров. Ошибки очень трудно исправить.  Часто используется и чантинг, и штамп.
Батики лучшего качества производятся в разных мастерских. То есть работу штампами начинает  мастер в одной части Индонезии, а затем ткань отправляется в другую часть Индонезии, где завершается процесс чантингом.
 
Крашение

После нанесения воска ткань готова к первой ванне красителя. Традиционное  погружение ткани в краситель  осуществлялось в глиняных ваннах. Сегодня большинство заводов используют большие бетонные баки. Над баками находятся специальные блоки с верёвкой, при помощи которых ткани опускают в краситель .
 Сначала
вощеную ткань погружают в ванну  с красителем первого цвета. Количество времени, за которое  будет произведена покраска, определяет оттенок цвета. Темные цвета требуют более длительных периодов или многочисленных погружений. Ткань затем кладут в холодную водяную баню, чтобы укрепить воск.

Когда нужный цвет был достигнут, и ткань высохнет, воск  наносят повторно на те области, в которых ремесленник хочет сохранить первый цвет или другой цвет на более позднем этапе процесса окраски.

Если надо оттенить те места, которые ранее были зарезервированы воском – воск  соскребается небольшим ножом, чистится горячей губкой  и рисовым крахмалом.
 Если желателен мраморный  эффект, воск намеренно  ломают, вызывая трещины перед помещением в краситель . Краска проникает в крошечные трещины, которые создают тонкие линии, которые характерны для  горячего батика.  На индиго эффект почти не проявляется, а вот коричневые цвета   выглядят с этим эффектом особенно красиво.

Количество цветов в батике  говорит нам, сколько раз он был погружен в ванну красителя и сколько раз  наносился и удалялся воск. Разноцветный батик представляет собой намного больше работы, что один или два цвета. Многочисленные процессы окрашивания, как правило, отражаются на цене ткани. В настоящее время химические красители в значительной степени заменяют традиционные, поэтому  палитра безгранична  и  это охотно используется  мастерами.


Для особых случаев, батик ранее был украшен свинцом, золотом или золотой пылью. Такая ткань называется ткань Prada. Золотой лист был использован в Джокьякарте и Суракарта области .Такая техника была применена к ткани  с использованием ручной работы. Клей состоял из яичного белка или льняного масла и охры. Золото оставалось на ткани даже после  стирки.
Батик дизайн
Горизонты  батика продолжают расширяться. В то время как процесс проектирования остался в основном неизменным на протяжении последнего столетия, этот процесс показывает большой прогресс в последние десятилетия. Теперь батик используется не только как материал для одежды,  он становится мебельной тканью, портьерой, скатертью и бытовыми принадлежностями. Батик методы используются известными художниками для создания батика картин, которые украшают многие дома и офиса.

Работы  ручной работы стоят очень дорого и производство таких работ является весьма ограниченным. Тем не менее, в мире, где доминируют машины, растет интерес к материалам, которые сделаны руками. Батик является одним из этих материалов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий